Почечная колика

Люди, которым довелось видеть приступ почечной колики, испытывают не меньший стресс, чем тот, кто его пережил: боль может скрутить за считанные минуты.

Почечная колика - это приступ интенсивных болей, возникающий из-за резкого нарушения оттока мочи из почки.

Самой частой причиной почечной колики является мочекаменная болезнь. Болевой синдром возникает при движении почечного камня по мочевым путям и обтурации (перекрытии) просвета мочеточника конкрементом. При этом небольшие камни (4-6 мм) могут причинить большее беспокойство, чем крупные. Мелкий камень легко проникает в мочеточник, стенки которого реагируют на инородный предмет стойким спазмом, это и приводит к резкому нарушению оттока мочи и повышению давления в верхних мочевых путях. Начинается почечная колика.

Почечная колика сопровождается сильными приступообразными болями в области почки. Боль начинается в левом или правом подреберье (именно здесь находятся почки), может распространяться в низ живота, вызывать учащенное мочеиспускание.

При почечной колике – человек мечется, не находит себе места. Изменение положения тела никак не сказывается на интенсивности болевых ощущений. Например, если проблемы связаны с позвоночником, то положение, при котором боли уйдут, найти можно.

У почечной колики есть предвестники – ноющие боли в районе поясницы. Те, у которых часто отходят камни, прекрасно их знают. Новичку отличить их, например, от мышечной боли (если продуло), невозможно. Боль приходит волнами и не уменьшается при изменении положения тела и может сопровождаться тошнотой, рвотой, окрашиванием мочи кровью и лихорадкой.

В момент приступа можно приложить теплую грелку на стороне колики, сесть (именно сесть!) в теплую ванну, принять дозу обезболивающего (ибупрофен, диклофенак, кетопрофен и др.). Если камень мелкий – песчинка, он может выскочить, если невмоготу – нужно в больницу.

Моя статья для газеты АИФ: Сизифова болезнь. Как избавиться от камней в почках.

Что характерно для почечной колики:

• Боли могут отдавать в область пупка, паховую область, половые органы
  • Почечная колика может сопровождаться тошнотой и рвотой
  • Достаточно часто встречаются учащенное мочеиспускание малыми порциями, чувство неполного опорожнения мочевого пузыря, ложные позывы на мочеиспускание.
  • У многих пациентов наблюдается повышение температуры тела, что связано с развитием острой фазы пиелонефрита. Нужно срочно вызывать «скорую». Если упустить время и в почке разовьется гнойный воспалительный процесс, то это может привести к ее удалению.

Почечная колика это очень серьезное и опасное состояние. Если срочно не обратиться за помощью, возможны осложнения, вплоть до гибели почки.

Если размер камня не превышает 5-6 мм (диаметр мочеточника), то он, как правило, сам отходит вместе с мочой. Если камень большой и долгое время находится в мочевых путях, то могут возникнуть атрофические (гидронефроз) и воспалительные (абсцесс, карбункул) процессы, что может привести к потере функции почки, развитию угрожающего жизни септического состояния.

Когда необходима срочная госпитализация с почечной коликой:

• прием обезболивающих лекарственных препаратов не уменьшает болевой синдром
  • отсутствие мочи – это относится к тяжелому осложнению, которое означает закупоривание мочевых путей и может привести к смерти
  • развилась почечная колика при беременности
  • у человека есть только одна почка
  • болевой синдром интенсивный и наблюдается с двух сторон

Как лечить почечную колику, может определить только врач на основе анамнеза болезни пациента, его общего состояния и полученных при обследовании данных.

В случае вашей госпитализации важнейшей задачей для врача будет выявление степени нарушения оттока мочи из почки. Следующий этап это определение места расположения камня и его размер.

Эти задачи можно решить при помощи ультразвукового, рентгеновского или компьютерно - томографического исследования. Если выраженное нарушение оттока мочи обнаружено, его надо немедленно устранить, чтобы сберечь почку, здоровье и жизнь. Это может быть достигнуто несколькими путями.

Использование малоинвазивных методов дренирования почки, таких как оптическое внутренее стентирование и перкутанная нефростомия, позволяет избежать развития гнойно-деструктивных процессов в блокированной почке (пиелонефрит, абсцесс почки, карбункул почки) и полностью исключает необходимость травматичных открытых оперативных вмешательств у пациентов с мочекаменной болезнью.

Установка стента (оптическое внутреннее стентирование)

Мочеточниковый стент — это тонкая трубка с множеством отверстий, которая устанавливается в мочеточник и способствует беспрепятственному отведению мочи из почки. Моча проходит внутри просвета стента и камень этому не мешает. Стент имеет два фиксирующих завитка, один из которых находится в почке, а другой — в мочевом пузыре. Мочеточниковые стенты могут устанавливаться на несколько недель, месяцев или лет. В случае с почечной коликой стент устанавливается на срок около двух недель.

Операция оптическое внутренне стентирование.

Перед операцией мы расскажем вам, чего стоит ожидать в ходе размещения мочеточникового стента. Операцию выполняют под местным или внутривенным обезболиванием, что позволяет вам чувствовать себя более комфортно во время процедуры. Выбор метода анестезии зависит от предпочтений пациента и медицинских показаний.

Для установки стента ваш врач сначала введет цистоскоп через мочеиспускательный канал. Цистоскоп - это оптический инструмент, малого диаметра, позволяющий передавать изображение на монитор эндоскопической стойки. Цистоскоп используется для поиска устья мочеточника (отверстия, через которое мочеточник соединяется с мочевым пузырем). Обнаружив это отверстие, врач проведет стент в мочеточник через цистоскоп. После установки стента цистоскоп будет извлечен. Операция в нашей клинике осуществляется под эндоскопическим, рентгентелевизионным и ультразвуковым контролем.

После операции вас переведут в послеоперационную палату, где будет осуществляться наблюдение мед персонала. При возникновении боли врач может назначить обезболивающее лекарство, чтобы вы чувствовали себя более комфортно. Как правило после установки мочеточникового стента симптомы почечной колики отступают и вас могут выписать домой через несколько дней. В течение первых 48 часов после процедуры важно пить больше жидкости, чем обычно. Рассчитывайте 30 мл питьевой воды на один килограмм веса в сутки. Ориентировочно через сутки после процедуры вы можете вернуться к привычному образу жизни.

Так как стент это инородное тело (даже самый качественный), вы можете ощущать его присутствие в виде изменения акта мочеиспускания.

У вас может быть:

• Учащенное мочеиспускание, т. е. необходимость мочиться чаще, чем обычно
  • Сильные, внезапные позывы к мочеиспусканию в сочетании с дискомфортом в мочевом пузыре
  • Примесь крови в моче. Это может происходить до тех пор, пока установлен стент. Иногда это происходит после повышенной активности. Если вы заметили в своей моче кровь, пейте больше жидкости, чем обычно, пока кровь не исчезнет
  • Боли в пояснице, на стороне расположения стента, в конце акта мочеиспускания
  • Боли в тазу и внизу живота

Эти симптомы обычно исчезают со временем. Однако если так называемые стент-ассоциированные симптомы достаточно выражены и ухудшают качество жизни, то ваш врач может назначить лекарство для облегчения симптомов. В редких случаях приходится удалять стент раньше положенного времени.

Позвоните своему врачу, если у вас:

— озноб
— температура 37,7 °C или выше
— ощущение жжения при мочеиспускании
— мутная моча
— моча имеет неприятный запах
— прием обезболивающих лекарственных препаратов не уменьшает болевой синдром

У вас почечная колика? Нужен грамотный, оперирующий уролог?

Установка нефростомы перкутанная (пункционная) нефростомия

Нефростома – это тонкая трубка с отверстиями на одном из концов, который называется фиксирующим завитком или pig tail. Противоположный конец нефростомы представлен прямой трубкой и служит для соединения с пакетом для приема мочи.

Роль нефростомы такая же как и у стента (обеспечивает беспрепятственный отток мочи из почки), а отличие заключается в способе установки. В случае установки стента – операция производится через естественные мочевые пути, а при установки нефростомы – через прокол в пояснице в проекции пораженной почки. Эта процедура используется в тех случаях, когда установить стент через естественные мочевые пути не представляется возможным.

Нефростомы могут устанавливаться на несколько недель или месяцев. В случае с почечной коликой нефростома устанавливается на срок около двух недель. Операция, как и стентирование мочеточника, выполняется в условиях эндоурологической рентген-операционной, где есть необходимое оборудование для ультразвукового (аппарат УЗИ со специальным адаптером для пункций) и рентгентелевизионного контроля (С-дуга). В нашей клинике такая операционная работает в круглосуточном режиме.

Операция перкутанная нефростомия.

Заранее мы вас проинформируем о этапах операции и расскажем, чего стоит ожидать в ходе установки нефростомы. Операцию выполняют под местным или внутривенным обезболиванием, что позволяет исключить или минимизировать неприятные ощущения. Выбор метода анестезии зависит от предпочтений пациента и медицинских показаний.

Операция начинается с расположения на операционном столе. Вы можете лежать на здоровом боку или на животе. Это зависит от вашего телосложения и расположения почки относительно реберной дуги. Визуализация почки и контроль во время операции осуществляется, как говорилось выше под УЗИ и Рентгентелевизионным контролем. Исключение составляют беременные, где рентген не используется.

При помощи УЗИ наведения врач находит место прокола в поясничной области где травма для почки будет минимальна, а завиток стента надежно расположится в лоханке. Прокол осуществляется иглой, длинна которой 15-20см и диаметром 2 мм. После того как пункция лоханки будет осуществлена через просвет иглы в полостную систему почки устанавливается проводник (очень тонкая струна) по которой уже в почку проводится нефростома.

Как правило, после установки нефростомы симптомы почечной колики отступают и вас могут выписать домой через несколько дней. В течение ближайших нескольких дней после процедуры важно пить больше жидкости, чем обычно. Если у вас нет повышенной температуры, то рассчитывайте 30 мл питьевой воды на один килограмм веса в сутки.

Часто пациенты задают вопрос: какой необходим уход за нефростомой и что я должен изменить в своем образе жизни в эти 2-3 недели?

• Гигиенические мероприятия позволяют принимать душ с последующей обработкой места расположения нефростомы антисептическим раствором и перевязкой.
  • Разрешен образ жизни, не связанный с тяжелой физической нагрузкой и подъемом тяжестей (пешие прогулки, езда за рулем, работа за столом).
  • Ограничений по диете не предусмотрено, если нет других рекомендаций от лечащего врача.
  • Главное – это функционирование нефростомы. Количество отделяемой мочи, конечно, индивидуально, однако необходимо следить за тем что бы мочеприемник регулярно наполнялся.